ПОМОГИТЕ В ПОИСКЕ
И В "НЮ" БЫЛ ПРОТЕСТ РЕЖИМУ
...Эта устремлённая
вперёд в страстном порыве фигура женщины с летящими волосами имеет название – "Воспоминание
о Восточной Пруссии". Стоит она сейчас перед входом в краеведческий музей Восточной
Пруссии в городе Люнебурге в Германии. Это последнее произведение, которым немецкий
скульптор Герман Брахерт увенчал свои восемьдесят (!) лет большого и трудного творческого
пути. И всё же почему именно так выражена идея ностальгии?
Этого просто не понять,
если не побывать в другом музее. Музее Германа Брахерта, который открыт два года
назад в поселке Отрадном, пригороде Светлогорска. Здесь, в маленьком деревенском
домике, вплоть до 1944 года вынуждена была жить семья скульптора Брахерта. И
здесь, прямо на лужайке у дома, стояла другая скульптура женщины, устремлённая
вперед в таком же страстном движении. Эту скульптуру Герман Брахерт высек в
1931 году, в годы своего творческого подъема и молодости. И посвящена она была его
умершему другу Ловису Коринту, живописцу из города Тапиау (Гвардейск).
Но, оказывается,
и в обнажённой фигуре прекрасной женщины можно увидеть... сопротивление режиму.
Укрепляющихся у власти национал-социалистов насторожила странная незавершённость
этой скульптуры. Словно бы грубым ударом топора у женщины безобразно снесена половина
черепа. Намек на "безголовую" Германию? Брахерту запретили где-либо выставлять
эту работу. Он установил её без выставок в садике у своего деревенского дома в Георгенсвальде
(Отрадное). Сюда он вынужден был перебраться из Кёнигсберга, лишённый работы...
....Эта
бронзовая скульптура стояла у дома до 1945 года, когда уже все жители Восточной
Пруссии стали беженцами. А потом скульптура как-то бесследно пропала. И никто её,
по сути, все последующие десятилетия просто и не искал. "Но, может быть, из
неё просто отлили в те годы бюст Сталина или Калинина? И ктo-то из старожилов Калининградской области об этом помнит?
Это ведь так важно: знать, чтобы не искать впустую. Хотя, понятно, мне очень
хотелось бы, чтобы эта скульптура вернулась в тот же сад, где она стояла раньше.
И служила бы нам всем напоминанием о том, как мы должны дальше строить своё
будущее. Это всегда так волновало моего отца", – такое вот письмо прислал недавно
из Германии сотрудникам музея сын Германа Брахерта Томас. Он просит и сотрудников
музея, и всех калининградцев продолжить поиск сведений об исчезнувшем произведении
искусства. Прислушайтесь к этой просьбе, старожилы. Вглядитесь в фотографию – может
быть, она что-то напомнит из виденного в годы послевоенной разрухи? Называется работа
"Посвящение Ловису Коринту".
И
не только для сына немецкого скульптора это сегодня важно. Когда побываешь в том
маленьком музее, то понимаешь, как необъяснимо близок был этот человек именно нам,
россиянам. Про его жену Мию известно неожиданное – она до конца своих дней просто
фанатично... любила Россию. Потому что в юности жила долгое время в Санкт-Петербурге.
Потому что знала русскую культуру и любила русских писателей. Потому что детей своих
учила русскому языку. И, понятно, Брахерт тоже жил под знаком этой любви. Но и под
знаком войны, в которую втянул всех немцев фашизм. И Брахерт, и Мия страдали за
Германию. И потому уже в 30-е годы он волей или неволей оказался в неофициальной,
но ощутимой оппозиции к новому режиму.
Не
была принята режимом и другая его работа. На территории Калининградской области
известно около 1700 могил воинов, погибших на этой земле в годы первой мировой войны.
Русских и немецких. И похоронены были павшие с обеих сторон зачастую рядом, порой
и просто на общих кладбищах. И этот факт уже после той, первой, войны был для простых
и религиозных бюргеров Восточной Пруссии фактом драматичным. И потому в маленьких
селениях стали появляться памятники с обобщающе философскими посвящениями. "Мы
умерли, чтобы вы жили". Такое посвящение сделал Герман Брахерт на своём памятнике воинам 1914-1918 годов, который
заказали ему жители маленького прусского городка Шлосберг (пос.Добровольск). Стоять
он должен был у стены церкви, недалеко от такого интернационального кладбища. И
создан этот памятник был исключительно на пожертвования местных жителей. Везде стояли
коробки для сбора пожертвований. Вклад селян состоял в доставке камней для мостовых
вокруг церкви. И Брахерт очень старался... Но его работе и идее объявили бойкот
местные национал-социалисты. И буквально за день до официального открытия
мемориала жертвам первой мировой войны Брахерт получил по почте строгое уведомление.
Власти городка извинялись перед ним, но... отказывали автору в чести присутствовать
на официальном открытии его памятника. Это был для Брахерта удар...
Сегодня
от этого памятника тоже не осталось следов. Но может быть, след остался в памяти
старожилов? Ведь почти полвека после войны об этом и вспоминать новым жителям этих
земель не хотелось. Вспомните, старожилы. Изображены на нём были две мужские фигуры.
Упавший воин и перешагивающий через него вперед юноша. Так Брахерт хотел
предостеречь свой народ от новых страданий, горя и проклятий. В одном из
дневников он писал: "Художник и власть часто не сходятся во взглядах. Говорят,
что их взаимоотношения могут привести к страданиям. При этом не уточняется, кто
же страдает больше..." Свою же чашу страданий этот немецкий скульптор и гражданин
пил до последних дней жизни. И последняя ностальгическая работа – тому подтверждение...
...Непосредственно
в музее Брахерта в Отрадном сейчас находится более 10 работ скульптора. Несколько
скульптур стали как бы символами города Светлогорска: знаменитая "Девушка с
кувшином" в парке, "Нимфа" на променаде, барельефы, выполненные Брахертом.
В Калининграде же сохранились только две работы из нескольких десятков. Скульптура
"Марка" на бывшем Доме техники по улице Профессора Баранова. И входная
дверь в здании администрации области по улице Дм. Донского.
Мы
передаём просьбу директора музея Германа Брахерта Аллы Семёновны Саруль к калининградцам.
Молодой музей собирает сведения и материалы о творчестве этого выдающегося немецкого
скульптора. Ищет следы его работ, судьба которых покрыта тайной после 1945 года.
А ведь не так-то просто было уничтожить бронзовые скульптуры. Лёгкая и грациозная
бронзовая фигурка, стояла на перилах у Верхнего озера. "Танцующая девочка". Эту небольшую фигурку калининградцы видели
уже после войны. Но след её вскоре затерялся. Сообщаем телефон директора музея Германа
Брахерта: 8-253-334-18. Бывают ведь и
находки, в которые поверить трудно. Когда в доме, где сейчас находится музей Брахерта
и где каждый угол, казалось, был уже обжит новыми жителями, делали ремонт, то нашли
одну из работ. Это была каменная маска-эскиз. Эскиз, который вскоре нашёл и свое
завершение – в одном из привезённых в музей барельефов узнаваемо то же лицо и тот
же волнистый завиток волос. Ищущий да обрящет...
А
ещё хочется повторить слова Брахерта, которые, очевидно, и сегодня актуальны для
любого художника, и в любое время: "Как художник может уберечься от пороков
своего времени? Только пренебрегая чужим мнением! Пусть он стремится создать идеал
из сочетания возможного и необходимого. Пусть выразит его, объединяя иллюзии и реальность.
Игру воображения и свои поступки. И безмолвно отпускайте их в бесконечное время..."
Л.ЕЛЬЦОВА.
На
снимке: работа немецкого скульптора Г. Брахерта,
находящаяся в розыске.
|