КАЛИНИНГРАД - КЁНИГСБЕРГ в печати
Пятница, 19.04.2024, 23:57
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
Статьи о литераторах [9]
Некрологи [10]
Произведения [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Счётчики



Главная » Статьи » Литература Калининграда » Статьи о литераторах

Горбачёва Н. Кто жил когда-то и живёт нынче – современники (У нас в гостях)// «Калининградская правда». – 28.04.1998.

У  НАС В ГОСТЯХ

КТО ЖИЛ КОГДА-ТО И ЖИВЁТ НЫНЧЕ – СОВРЕМЕННИКИ


СПРАВКА

  Зорин Валентин Николаевич – ленинградец, блокадник, моряк, журналист. «Корона отступника» – его 18-я книга. На счету писателя также три десятка книг, рассказы. Произведения переводились на армянский, литовский, чешский, польский, монгольский, немецкий языки…

Валентин Зорин написал странную книгу, вошедшую в серию "Тайны старого города", – "Корона отступника". Она буквально несколько дней назад поселилась на прилавках и глядит на читателя суровой обложкой. Оформление авторское... Книга – 18-я по счету. Валентин Николаевич – и киник, и стоик, и... лирик. Поговорим?

– Что такое писатель, Валентин Николаевич? И чего ему, собственно, надо?

– Незадолго до своей смерти наш земляк – писатель Олег Павловский – сказал мне в полушутку: "Знаешь, ты не писатель, а как бы это точнее определить?.. Ты – выдумщик!" Получился совсем крохотный спор на тему: что такое "правда жизни в литературном выражении – спор несколько самопародийный. Ибо если был Глеб Успенский, то был и Александр Грин (которому, кстати, я посвятил одну из своих книг); если Куприн написал "Поединок" и "Яму", то есть у него такие вещи, как "Суламифь" и "Звезда Соломона"… Литература (простите за банальность!) – как вселенная, всему и всем хватит места. А немного позже мне вспомнилось, что по-чешски «писатель» – «списователь», т.е. бытоописыватель. А если вспомнить, что чешский народ всегда считался образцом иронического спокойствия и стабильности, то, похоже, самое-то правильное для того, кто держит в руках перо, – описывать, фиксировать окружающую его жизнь. Разумеется, не с сиюминутных позиций – это дело газетчиков, журналистов (по-чешски "дописователей"), а улавливая тенденции, главные направления развития или деградации общества, народа, государства. Ну а поскольку каждый творческий человек способен судить об этом, лишь пропуская процесс осмысления "через себя", то его личный опыт,
его воображение, если хотите, своеобразный комплекс неполноценности или недополученности и дает окраску этому процессу. И стремление к выдумке, к "перемещениям" во времени – это, чаще всего, стремление уйти от действительности. В сущности, это попытка "переиграть" уже бывшее, подсознательно "наметив" в нем и для себя местечко. Попытка, разумеется, нелепая, но...

– Писатель руководит своим замыслом, вымыслом, или
замысел ведет автора? Какая сверхзадача у вымысла-замысла в России, по крайней
мере?

– В мае 1959 года на Первом Всесоюзном семинаре Союза писателей СССР, устроенном для начинающих прозаиков (у всех участников вышло по первой книжке) в Доме творчества "Маледевка" под Москвой, Леонид Соболев (тот самый, «Капитальный ремонт» и т.д.) сказал мне: «Надо делать личную биографию!» У меня к тому времени было уже 14 лет трудового стажа – дитя войны, репрессий, маргинал… Я тогда немного обиделся, но он-то наверняка имел в виду именно степень «качества» при пропуске виденного «через себя, свой опыт». Правда, тот семинар, среди участников которого были Виктор Астафьев, Юрий Казаков, Глеб Горышин и многие ныне известные прозаики, посвящался необходимости создания произведений о бригадах коммунистического труда – запускался механизм таких формаций, нужен был нравственно-этический, да и просто привлекательный фон. Юрий Казаков тогда написал рассказ "Звон брегета" – о Лермонтове, опоздавшем на встречу с Пушкиным, чем вызвал бессильный гнев руководства. Нужных Кремлю произведений семинар тогда не представил. Вот и ответ.

В этом случае как бы вскользь запечатлено то, как образуется некая "критическая масса", порождающая взрыв или его подобие. На тот семинар были затрачены огромные средства – он продолжался больше месяца, а результатом стал, в сущности, единственный рассказ – гениальный, но абсолютно "минусовый" для устроителей действа. Образец ухода творческого человека от действительности – в вымысел. Но вымысел на том или ином фоне – это еще и стремление смоделировать будущее методом наложения на сегодня "лекала" вчера. Вспомните из истории, какой болотно-спокойной была Россия, её глубинка перед заявлением «Земли и воли» – всё это есть у Чехова, Бунина, многих других. Им-то врать было незачем, а гневаться по поводу людского скотства – да сколько угодно! Тогда интеллигенция, в том числе и творческая, отправилась в сугубо политический вымысел типа "Манифеста" и снов Веры Павловны. И тогда, между прочим, книжный рынок был перенасыщен "Похождениями разбойника Ваньки-Каина", "Петербургскими трущобами и "Рокамболями"... Любопытные, знаете, вырисовываются ассоциации!

Ведь и сегодняшняя Россия (определение "новая" тут ни к чему!) вошла в "штопор" перемен по воле того или тех. кто прежде стоял у ее руля. "Критическая масса" застоя породила детонатор. А взрывам, похоже, греметь еще долго...

– Судя по библиографической аннотации, в вашей жизни было немало интересного. А ведь это современность! Почему же из 18 ваших книг лишь 2 посвящены современности? «Заложники» и «Комиссар флота»...

–  Ну, "Слоны Брамапутры" и "Матросы" – это тоже современность. Ряд повестей, посвящённых современным проблемам, публиковались в журнальной и газетной периодике. А потом – что такое "современность"? "Сегодня" через 24 часа становится "вчера". А "вчера" – это уже история. Если разобраться, в потоке времени все, кто жил когда-либо и живет нынче, – современники. Важно то, что нас всех связывает! Не напрасно вчерашним и нынешним политикам, как только приходилось трудно, требовались призывы: к Минину с Пожарским – в 1941-м, к Сергию Радонежскому, к святым Борису и Глебу – нынче... Ощущая такую связь, можно без особой опаски углубляться в далекое прошлое – ведь люди не изменились по сути, просто в каждый временной отрезок у них разные реальности. Это прекрасно понимал Лион Фейхтвангер, а позже – Валентин Пикуль.

– Так сложилось, что все уже увидевшие свет книги, серии «Тайны старого города» иллюстрированы их авторами. У Андрея Пржездомского – это выполненные тушью миниатюры-урбины, у Авенира Овсяиова – фотографии, многие из которых уникальны. Ваш роман иллюстрирован черно-белыми аппликациями...

– Слава Богу, вы не назвали их рисунками. Ибо рисовальщик я никудышный. А вот вырезать из цветной бумаги разные силуэты любил всегда. В свое время ряд музыкальных новелл для Сочинского и Краснодарского ТВ я иллюстрировал именно такими аппликациями – получался неплохой видеоряд. Во всякой исторической прозе, как бы тщательно (в смысле подробностей) она ни была написана, наличествует определенная условность. И мне подумалось, что и оформление такой прозы должно быть несколько условным.

– Думаю, вы обратились к личности Альбрехта Гогенцоллерна не только потому, что вы с ним земляки… Несколько слов о "главной" теме романа.

– Меня всегда интересовал парадокс личности, которая рубит ветку, на которой сидит, но вслед за тем умеет забраться на вершину дерева. Таким был король Генрих IV, Мартин Лютер… Таким был и последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн. Для сегодняшних бытописателей – поле широчайшее! Меня же всегда тянуло в вымысел, в фантазию: так уже сложилась жизнь, что всегда хотелось понадежнее защититься, да не всегда удавалось. В противоречивой же судьбе Альбрехта, "нырнув" в исторические коллизии, можно было попытаться отыскать и сходство с нашим временем... Так вот и родился роман-хроника "Корона отступника", только что увидевший свет. Роман о творце истории, который, в сущности, не смог обрести в личной жизни даже минимального счастья. Есть о чем задуматься!

– Писатель создает фантомы, которые порой, для самого автора уж, точно, – «живее всех живых». Не тяжко жить в их обществе? Не пытаются диктовать?

– Персонажи живут своей жизнью. Я не позволяю им влезать в мою, не даю командовать. Я – режиссер, они – актеры, совершенно мне подвластные.

– Простите, имея в виду сложности быта и тяжесть каждого конкретного вашего "сегодня", спрашиваю. Скажите мне, опираясь на себя самого: жить хорошо? Стоит овчинка выделки?

– Стоит. А вот сколько стоит, я не знаю!

Записала

Наталья
ГОРБАЧЕВА.

Категория: Статьи о литераторах | Добавил: Antiquus (06.11.2010)
Просмотров: 983 | Комментарии: 1 | Теги: В. Зорин, Корона отступника, калининградский писатель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Теги
1761 Берлинер-штрассе Восточная Пруссия Гендель Губин лист Отто Николаи Андрей Старцев Калининградская область Вадим Храппа Вайдевут Витинг Витланд Крива Натанген Е.А. Зиборов жутко Книга Памяти Аэлита Люди и призраки Люди как боги Норильские рассказы Посол без верительных грамот Калининградская писательская органи некролог писатель Ю.Н. Иванов Пятая версия Мы шли под грохот канонады альманах Огни Кузбасса Калининградская правда кинофильм Атаман кодр Не оглядывайся сынок О.П. Павловский Запад России Литературный институт имени М. Горь Необычные путешествия Петьки Озорни Огни Кузбасса Балтийская писательская организация В.М. Зуев Мир наступил не сразу Ловис Коринт переулок Спортивный Реституция А. Овсянов германия договор «О добрососедстве» перемещённые ценности «Портрет Екатерины II» барон Фальц Фейн Вальдштрассе гамбург культурные ценности «Албертина» Валенродская библиотека возвращённые ценности Восточно-Прусский архив О.Ф. Крупина Кёнигсберг Танцы в крематории витязь Зоя Куприянова И. Рожина Песня-спутница Анна Ахматова Лев Гумилёв норильск В. Зорин калининградский писатель Корона отступника Юрий Иванов АтлантНИРО биография В. Соловьёва Год где-то шестьдесят восьмой... Нас могут увидеть... Был этот клён багрово-красный... Владимир Михайлов Клёны золотистые... Мечта хрустальная Альфред Фохт калининград Поэт Виктор Сысоев книга Возвращается ветер на круги с книга Еще звучит моя песня писатели Кёнигсберга «В обнимку с декабрём» Наталья Горбачёва музей отрадное Воспоминание о Восточной Пруссии поиск Посвящение Ловису Коринту скульптура поиск утраченных ценностей Герман Брахерт Девушка с кувшином барельефы вагонзавод

Погода

Теги
1761 Берлинер-штрассе Восточная Пруссия Гендель Губин лист Отто Николаи Андрей Старцев Калининградская область Вадим Храппа Вайдевут Витинг Витланд Крива Натанген Е.А. Зиборов жутко Книга Памяти Аэлита Люди и призраки Люди как боги Норильские рассказы Посол без верительных грамот Калининградская писательская органи некролог писатель Ю.Н. Иванов Пятая версия Мы шли под грохот канонады альманах Огни Кузбасса Калининградская правда кинофильм Атаман кодр Не оглядывайся сынок О.П. Павловский Запад России Литературный институт имени М. Горь Необычные путешествия Петьки Озорни Огни Кузбасса Балтийская писательская организация В.М. Зуев Мир наступил не сразу Ловис Коринт переулок Спортивный Реституция А. Овсянов германия договор «О добрососедстве» перемещённые ценности «Портрет Екатерины II» барон Фальц Фейн Вальдштрассе гамбург культурные ценности «Албертина» Валенродская библиотека возвращённые ценности Восточно-Прусский архив О.Ф. Крупина Кёнигсберг Танцы в крематории витязь Зоя Куприянова И. Рожина Песня-спутница Анна Ахматова Лев Гумилёв норильск В. Зорин калининградский писатель Корона отступника Юрий Иванов АтлантНИРО биография В. Соловьёва Год где-то шестьдесят восьмой... Нас могут увидеть... Был этот клён багрово-красный... Владимир Михайлов Клёны золотистые... Мечта хрустальная Альфред Фохт калининград Поэт Виктор Сысоев книга Возвращается ветер на круги с книга Еще звучит моя песня писатели Кёнигсберга «В обнимку с декабрём» Наталья Горбачёва музей отрадное Воспоминание о Восточной Пруссии поиск Посвящение Ловису Коринту скульптура поиск утраченных ценностей Герман Брахерт Девушка с кувшином барельефы вагонзавод

Друзья сайта
  • ПРЕСС-ЦЕНТР МБОУ СОШ №1
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Солнечный Сад - официальный сайт

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz