Громак В. Набережная Адмирала Трибуца: Не просто имя – флота биография// «Калининградская правда». – 5.01.1996.
НЕ ПРОСТО ИМЯ – ФЛОТА БИОГРАФИЯ
НАБЕРЕЖНАЯ
АДМИРАЛА ТРИБУЦА
Когда командир ведёт катер
в атаку, движение катера очень близко к движению торпеды. Это схватка в упор,
лицом к лицу. Только хладнокровие командира, выучка и мужество всего экипажа
способны принести успех. К ним, офицерам и матросам торпедных катеров, я бы
прежде всего адресовал крылатые слова поэта:
"Гвозди бы делать из
этих людей,
Не было б в мире крепче
гвоздей".
Это фраза из статьи
доктора исторических наук, адмирала в отставке В. Трибуца. А я бы эти
слова адресовал и самому Владимиру Филипповичу, который с мая 1939 по май 1947
года командовал Балтийским флотом. Ему довелось руководить боевыми операциями
флота в самой трудной и кровопролитной войне за всю историю Балтики. С его
именем связана оборона Таллинна, Ханко, Моондзундского архипелага, Ленинграда,
победные походы балтийских подводников, мужество катерников, отвага лётчиков,
бомбивших Берлин, наступательные операции 1943-1945 годов.
Моряков в роду Трибуца
испокон веков не было. Предки – простые крестьяне из помещичьего имения Минской
губернии. С отменой крепостного права многие из Трибуцев уехали из обнищавшего
села на заработки в Петербург, в Москву. В Петербурге 15 июля (старого стиля)
1900 года в семье малограмотного, но честного человека, служившего околоточным,
и родился будущий адмирал. Правда, путь к морю у него был отнюдь не усыпан
розами. А в августе 1914 года Володя Трибуц стал воспитанником Петроградской
военно-фельдшерской школы, а после её окончания служил младшим лекарским
помощников в Петроградском Николаевском госпитале, с марта 1918 – лекарским
помощником Северного летучего отряда моряков. Затем, после заключения
Брестского мира, была Астрахань, должность лекарского помощника при амбулатории
плавучего отряда, и лишь в марте двадцатого – назначение лекарским помощником
на эсминец "Деятельный". Командиром эсминца был в то время Иван
Степанович Исаков, (в будущем прославленный адмирал). Спустя много лет Владимир
Филиппович Трибуц так вспоминал о своей службе под командованием Исакова:
"Очень скоро я убедился, что этот молодой, красивый, бодрый советский
командир пользуется авторитетом экипажа... При любых авралах... Иван Степанович
был первым в трюме либо угольной баржи, либо транспорта, с которого грузили
уголь на миноносец "Деятельный". Ну а раз командир первым лезет в
трюм, то, естественно, и весь экипаж без всяких исключений тоже брался за эту
тяжелую, но нужную для корабля работу". Там, на "Деятельном, созрело
у Трибуца желание стать командиром. В 1922 году, после четырёх лет боёв и
походов на Волге и Каспии, Владимир Филиппович по рекомендации комиссара минной
дивизии Морских сил Каспийского моря был зачислен на подготовительный курс
старейшего военно-морского училища, носящее ныне имя М.В. Фрунзе. Здесь он
в числе других курсантов совершил дальнее плавание на крейсере
"Аврора" и учебном судне "Комсомолец". А после окончания
училища был назначен помощником вахтенного начальника (была в те годы такая
должность) на линейный корабль "Парижская коммуна". О том, как
проходило становление Владимира Филипповича, лучше говорят строчки из приказа №
120 от 26 сентября 1929 года: "Старший вахтенный начальник командир РККФ
Трибуц В.Ф. уходит на учёбу в Военно-морскую академию. За трёхлетнее своё
пребывание на линкоре т. Трибуц не только проявил отличное качество моряка
и командира, но своей энергией и добросовестным отношением немало способствовал
делу совершенствования организации службы на корабле и налаживанию морской
части. Расставаясь сегодня с командиром РККФ Трибуцем, от лица службы объявляю
благодарность за его полезную работу на корабле и желаю дальнейших успехов в
борьбе за звания, которые он, несомненно, получит в стенах академии, с тем
чтобы в дальнейшем ещё с большим успехом продолжать свою полезную службу в
рядах рабоче-крестьянского красного флота.
Правда, зачисленный в академию
Владимир Филиппович Трибуц к занятиям приступил не сразу: он участвовал в
сложном переходе линкора из Кронштадта в Севастополь. В Бискайском заливе
"Парижская коммуна" попала в жестокий шторм. И здесь мужество проявил
Трибуц, который возглавил команду моряков во время аварийных работ на верхней
палубе. За это Реввоенкомат СССР специальным приказом наградил Владимира
Филипповича револьвером "маузер" – "За отличную работу, энергию
и выносливость в должности старшего вахтенного начальника линкора "Парижская
коммуна". Те, кому удалось побывать в Центральном военно-морском музее,
видимо, обратили внимание на этот маузер с серебряной пластинкой:
"Стойкому защитнику пролетарской революции В.Ф. Трибуцу от РВС
СССР".
В 1980 году Таллинское
издательство "Ээсти Раамат" выпустило книгу-биографи-ческий очерк о
Владимире Филипповиче Трибуце. Авторы подробно рассказывают о его службе после
окончания Военно-морской академии: старпомом линкора "Марат",
командиром эсминца "Яков Свердлов", швартовке, выполненной в английском
порту на два якоря за 53 минуты (аргентинский линкор затратил на это 13 часов),
службе в должности начальника отдела боевой подготовки штаба Балтфлота. Но
наибольшее место в книге занимают эпизоды Великой Отечественной войны. В 39 лет
Владимир Филиппович Трибуц был назначен командующим Краснознаменным Балтийским
флотом и вынес с флотом всю горечь неудач и радость побед. В начале войны
Гитлер заявил, что Балтийский флот обречён и из Таллина не уйдет. Но Трибуц
вывел корабли из Таллина, хотя и со значительными потерями: погибло 34
транспорта. Потери в людях составили около 5 тысяч человек. Спустя 25 лет после
этого перехода кораблей из Таллина в Кронштадт один из авторов книги
"Адмирал Трибуц" спросил Владимира Филипповича:
– Теперь, когда известны
все границы минных полей, замыслы и действия противника, не упрекаете ли себя
за то, что приказали стать конвоям на якорь?
– Нет! Совесть моя чиста.
Тогда я не имел права рисковать.
– Но многие люди остались
бы в живых, а суда в строю!
– Возможно. Но командующий
флотом не преференсист, который рискует играть мизер с единственной надеждой на
удачный расклад карт на руках партнёров.
Таким был человек,
стоявший во главе Балтийского флота в самые роковые для него дни и который
вместе с ним прошёл сквозь смерть!
"Личное мужество
комфлота вселяло бодрость и вызывало безграничное к нему уважение", –
писал прославленный подводник Пётр Гриценко.
После войны, в мае 1947
года, Трибуц получил новое назначение – заместителем главнокомандующего
войсками Дальнего Востока по Военно-Морским Силам. Через год – назначение
начальником Гидрографического управления Военно-Морских Сил СССР, затем служба
в Академии имени К.Б. Ворошилова, в Главном штабе ВМФ. С 1957 года и до
увольнения в отставку в 1961 году – руководящая должность в Главной инспекции
Минобороны. Прослужив в Военно-морском флоте 43 года и пройдя путь от
лекарского помощника до комфлота, Владимир Филиппович на 61-м году жизни ушел в
отставку. Трибуц нашёл интересную для себя работу – стал руководителем одного
из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. Выбрал он
эту работу не случайно. В ней он видел "отдушину", которая отвлекала
его от главной работы – проанализировать, обобщить и описать основные
события Великой Отечественной войны на Балтике. В 1963 году вышла книга В. Трибуца
"Подводники Балтики атакуют". Затем последовательно на протяжении
чуть более десяти лет – ещё три: "Балтийцы наступают", "Балтийцы
вступают в бой", "Балтийцы сражаются". Книги Владимира
Филипповича, его научные труды так оценил Ю.А. Пантелеев: "В.Ф. Трибуц
создал незабываемый гимн молодости, геройству, патриотизму..."
Доктор исторических наук
В. Трибуц длительное время возглавлял и Совет ветеранов дважды
Краснознаменного Балтийского флота...